+7 (965) 107 70 14

вт-пт 12:00-21:00
сб-вс 11:00-20:00
(понедельник - выходной)

+7 (965) 107 70 14

вт-пт 12:00-21:00
сб-вс 11:00-20:00
(понедельник - выходной)

Москва, ул. Панферова дом 4
(1 этаж - вход со двора)

Скопинская керамика

Керамика — это искусство, которое объединяет традиции, мастерство и фантазию. В России гончарное дело развивалось во многих регионах, но один из самых необычных промыслов сформировался в Скопине. Простая глина превратилась в материал для создания настоящих произведений искусства. Этот стиль — уникальное явление в народном искусстве России.

Краткая история возникновения промысла

 
В окрестностях города Скопина (сегодня это Рязанская область) с древних времен были залежи пластичной, качественной глины. Ее было легко добывать и обрабатывать, поэтому гончарное ремесло здесь появилось задолго до письменных упоминаний. Археологические находки подтверждают, что глиняную посуду в этих местах изготавливали еще в эпоху Киевской Руси.

История скопинской керамики началась в 1640 году. Первый «официальный» гончар в Скопине — Демка Киреев, сын Бердников, его имя появилось в переписи. Это свидетельствует о том, что гончарное производство уже тогда было достаточно развитым. Местные мастера делали кувшины, крынки, миски, печные трубы, черепицу. Посуда получалась прочной и удобной, но выглядела просто: в основном ее украшали небольшими рельефами и узорами, нанесенными штампами.

До середины XIX века изделия оставались утилитарными, но со временем гончары начали экспериментировать с формами и украшениями. Тогда же появились так называемые «синюшки» — черные горшки, которые получались при обжиге в закрытых печах, где глина пропитывалась дымом. Позже освоили глазурование, благодаря которому посуда стала более яркой и выразительной.

Настоящий расцвет скопинской керамики начался в 1860-х годах, когда братья Оводовы организовали мастерскую, ориентированную не только на бытовые, но и на художественные изделия. Они первыми начали активно использовать сложные силуэты, фигурные композиции и глазурь, которая после обжига создает эффект живописных переливов. Именно в этот период промысел приобрел свой узнаваемый стиль, а скопинские мастера стали известны за пределами региона.

Особенности производства

 
В отличие от большинства керамических промыслов, в которых изделия создаются целиком на гончарном круге, скопинские мастера используют комбинированный метод. Основная форма изготавливается на круге или методом литья, а затем дополняется вручную лепными элементами.

Каждое изделие создается в несколько этапов.

  • Сначала глина подготавливается — ее очищают от примесей и вымешивают до однородного состояния.
  • Затем формируют основную часть: кувшин, квасник или подсвечник.
  • Декоративные элементы — головы животных, фигурки птиц, фантастические орнаменты — вылепливаются отдельно и прикрепляются к сосуду жидкой глиной.
  • После просушки изделия проходят первичный обжиг при температуре 900–1000 °C. Этот процесс делает керамику прочной, но еще пористой и способной впитывать глазурь.

Затем начинается один из самых важных этапов — глазурование. Скопинские мастера используют традиционные пигменты на основе окислов металлов. Окись марганца дает насыщенный коричневый цвет, медь — глубокий зеленый, железо — золотисто-желтый.

Глазурь наносят на сухую поверхность изделия, затем следует повторный обжиг при более высокой температуре — около 1100–1200 °C. В этот момент происходит главное волшебство: глазурь начинает плавиться, образуя стекловидную поверхность с характерными потеками и цветовыми переходами.

Нередко гончары используют литье в гипсовые формы, чтобы создать повторяющиеся элементы, но финальная обработка всегда выполняется вручную. Благодаря этому каждое изделие уникально. Итогом становится полноценное художественное произведение, в котором соединяются пластика, цвет и фактура.

Сюжеты и образы

 
Скопинские мастера не просто делали посуду — они оживляли ее, превращая в фантастических существ. Их изделия всегда можно узнать по необычным силуэтам и декоративным элементам. В одном сосуде могли соединяться несколько форм. Змеи переплетались в изящные ручки, кувшин украшался львиными головами, а шея птицы превращалась в изогнутый носик для наливания жидкости.

Чаще всего гончары создавали:

  • фигурные квасники и кумганы с орнаментом;
  • декоративные сосуды с объемными элементами;
  • подсвечники в виде животных, птиц, драконов;
  • оправы для каминных часов с причудливыми узорами;
  • свистульки в форме сказочных существ.

Особое место занимает образ птицы-скопы. Это своеобразный оберег, тотем, который сохранился с дохристианских времен. В керамических сосудах скопа становилась частью формы. Ее голова превращалась в крышку, крылья — в накладные узоры, а вытянутая шея — в изящный носик. Эти мотивы встречаются и сегодня. Современные мастера продолжают работать с образом хищной птицы, создавая новые композиции.

Сегодня скопинская керамика представлена в крупнейших музеях России. Фабрика в Рязани продолжает выпускать изделия, сохраняя старинные техники. Художники не только придерживаются традиционных методов, но и ищут новые художественные решения, благодаря чему искусство керамики в Скопине остается живым и актуальным.

Авторы статьи: Команда студии «СРЕДА».

Оставьте свой комментарий
Если Вам есть что добавить, поделиться впечатлениями или появился вопрос, просьба оставить свой комментарий.

Добавить комментарий

Другие статьи

Лепка из глины для развития ребенка
Лепка в развитии ребенка

Лепка — это одно из самых интересных и полезных видов занятий с детьми.

Лепка из глины развивает детей
Развитие мелкой моторики у детей

Рассказываем, что это такое и почему важно развитие мелкой моторики.

Первые изделия из обожженной глины
История керамики

Заходите! Вы узнаете много интересного.

Гончарный ремесленник
История гончарного ремесла

Тысячелетия назад люди заметили, что мокрая глина может сохранять форму, а после обжига становится твердой и прочной.

Гжельская керамика
История гжельской керамики

Гжель — один из самых узнаваемых керамических промыслов в России. Бело-синяя роспись, плавные линии, утонченные формы стали его визитной карточкой.

Старинная лепка из глины
История лепки из глины

Глина – удивительный материал, который сопровождает человечество на протяжении тысячелетий.

Круг гончарного дела
История гончарного дела

Превращение бесформенной глины в утварь или предмет декора – это настоящее волшебство, а гончарный круг помогает сотворить чудо.