+7 (965) 107 70 14

вт-пт 12:00-21:00
сб-вс 11:00-20:00
(понедельник - выходной)

+7 (965) 107 70 14

вт-пт 12:00-21:00
сб-вс 11:00-20:00
(понедельник - выходной)

Москва, ул. Панферова дом 4
(1 этаж - вход со двора)

Полимерная глина

Украшения, фигурки, детали для интерьера, подарки и даже элементы одежды можно сделать дома, не прибегая к сложному оборудованию. Один из самых универсальных материалов для этого — полимерная глина для лепки, которая застывает либо на воздухе, либо после запекания. Расскажем, что это за материал, как с ним работать, и какие ограничения у него есть.

Особенности материала

 
Полимерная глина — это синтетический мягкий материал на основе поливинилхлорида. В состав входят частицы ПВХ, пластификаторы, загустители и пигменты. Соотношение компонентов определяет консистенцию, эластичность и условия затвердевания глины.

Существуют два основных вида материала:

  • Самозатвердевающая глина застывает при контакте с воздухом в течение нескольких часов. Ее не нужно запекать, а детали можно дорабатывать в течение всей фазы высыхания.
  • Запекаемая глина, или термопластика, затвердевает только после нагрева в духовке при температуре от 110 до 130 °C. Она лучше подходит для миниатюр, украшений и тонких деталей. После запекания изделие сохраняет форму, насыщенность цвета и становится прочным.

Полимерную глину удобно использовать в городе, в домашних условиях. Она не требует специальных условий хранения, легко размягчается, совместима с разными материалами и не трескается при соблюдении температурного режима.

Краткая история возникновения полимерной глины

 
В 1930-х годах немецкая кукольница Фифи Ребиндер искала материал для создания заготовок для кукол и строительства игрушечных домов. Она смешала компоненты, получила нужную консистенцию и назвала состав «Фифи Мозаик». Спустя несколько десятилетий, в 1964 году, ее рецепт выкупил Эберхард Фабер. Так началась история полимерной глины и появилась первая торговая марка FIMO.

Почти одновременно похожие материалы начали использовать в городах Аргентины и Италии. Там их применяли для создания миниатюр, элементов кукол и мелкого декора. В США этот материал появился случайно: семья Шаупов получила FIMO в посылке из Германии. Детям понравилось лепить, а родители увидели в этом потенциал. Они стали первыми, кто начал продавать глину в американских магазинах

Инструменты для лепки из полимерной глины

 
Лепка требует аккуратности и точных движений, а значит и правильно подобранных инструментов. Чистый, устойчивый стол и термостойкий силиконовый мат с разметкой — базовая основа. На таком покрытии удобно раскатывать пласты, вырезать детали и даже запекать готовые изделия. Мат легко очищается от глины и защищает стол от царапин и порезов.

Для формирования элементов используют стеки. Это тонкие инструменты с различными наконечниками. С их помощью удобно соединять части, придавать деталям объем, разглаживать края и наносить текстуру. Для работы с глиной подойдут как пластиковые, так и металлические стеки.

Дополнительные инструменты, которые потребуются для работы:

  • Акриловая скалка используется для равномерного раскатывания глины.
  • Острый канцелярский нож незаменим при вырезании деталей и разрезании заготовок.
  • Для прямых срезов удобнее использовать специальное лезвие для полимерной глины.
  • Если глина хранилась долго и начала крошиться, ее необходимо размягчить с помощью специального геля. Он восстанавливает пластичность и возвращает материалу эластичность.
  • Для придания изделию формы и фактуры используют молды, текстурные листы и штампы. С их помощью легко повторять сложные элементы, например, листья, лепестки, декоративные вставки.
  • Формочки и трафареты помогают аккуратно вырезать заготовки из раскатанного пласта. Чаще всего их используются при лепке серег, кулонов, пуговиц, декора.
  • Перед запеканием изделие выкладывают на пергамент или фольгу. Материал не прилипает к ним, а тепло распределяется равномерно.
  • После запекания поверхность можно обработать наждачной бумагой. Используют шлифовку разной зернистости: от 600 до 1250. Начинают с более грубой, затем переходят к мелкой. Поверхность становится гладкой, однородной и приятной на ощупь.
  • Если изделие состоит из нескольких элементов, их можно соединить после запекания. Для этого используют клей. Полимерный гель подходит для фиксации деталей до запекания. Латексный и эпоксидный применяются уже по завершении работы. Цианакрилатный суперклей срабатывает мгновенно, и исправить склеенные части невозможно.
  • Для защиты изделия используют специальные краски и акрилово-полиуретановый лак на водной основе. Он покрывает форму прозрачным слоем и быстро сохнет. Лак наносят кистью с синтетическим ворсом.

Все инструменты для лепки из полимерной глины лучше хранить отдельно от кухонной и канцелярской утвари. Материал чувствителен к запахам и загрязнениям. Контейнер с крышкой или ящик с отделениями подойдут для хранения стеков, ножей, форм, наждачной бумаги и клея.

Техники лепки

 
Методов лепки поделок множество, но для начинающих подойдут только некоторые техники:

  • При лепке в соляной технике сначала скатываются бусины, затем они обваливаются в соли, после чего запекаются. Соль смывается, а на поверхности остается рельеф.
  • Техника миллефиори предполагает, что цветные слои складываются, спрессовываются и нарезаются. На срезе образуется орнамент.
  • При использовании акварельной техники три оттенка пластики соединяются и скатываются до плавного градиента.
  • Мокумеганег предполагает, что материалы для лепки из полимерной глины штампуются, спрессовываются, и после среза появляются хаотичные, выразительные узоры.
  • В технике филиграни глину пропускают через экструдер, а полученные нити выкладывают в замысловатый рисунок.

Полимерная глина — доступный и выразительный материал, который открывает большие возможности для творчества. Это хорошее решение для тренировки руки, изучения формы и цвета, первых идей и экспериментов дома. Но настоящая пластичность, тепло и глубина ощущаются только в работе с живой глиной. Ее фактура реагирует на каждое движение, и лепка становится по-настоящему творческим, созидательным процессом. Погрузиться в него смогут все, кто придет на гончарные мастер-классы и курсы для детей и взрослых в нашу студию.

Оставьте свой комментарий
Если Вам есть что добавить, поделиться впечатлениями или появился вопрос, просьба оставить свой комментарий.

Добавить комментарий

Другие статьи

Лепка из глины для развития ребенка
Лепка в развитии ребенка

Лепка — это одно из самых интересных и полезных видов занятий с детьми.

Лепка из глины развивает детей
Развитие мелкой моторики у детей

Рассказываем, что это такое и почему важно развитие мелкой моторики.

Первые изделия из обожженной глины
История керамики

Заходите! Вы узнаете много интересного.

Гончарное ремесло в Древней Руси
История керамики в России

Гончарное ремесло на Руси богато традициями, связанными с развитием гончарного дела и художественных промыслов.

Гончарный ремесленник
История гончарного ремесла

Тысячелетия назад люди заметили, что мокрая глина может сохранять форму, а после обжига становится твердой и прочной.

Гжельская керамика
История гжельской керамики

Гжель — один из самых узнаваемых керамических промыслов в России. Бело-синяя роспись, плавные линии, утонченные формы стали его визитной карточкой.

Старинная лепка из глины
История лепки из глины

Глина – удивительный материал, который сопровождает человечество на протяжении тысячелетий.

Город из глины
История городов из глины

Города из глины возводили во всех регионах мира, рассмотрим некоторые из них.

Глина для лепки без обжига

Застывает при комнатной температуре, не требует использования гончарного круга и печи.

Техника Раку керамика
Керамика раку

Керамика раку — не просто эффектный способ обжига глины, а целый пласт художественной культуры с уникальной историей.

Круг гончарного дела
История гончарного дела

Превращение бесформенной глины в утварь или предмет декора – это настоящее волшебство, а гончарный круг помогает сотворить чудо.

Скопинская керамика
Скопинская керамика

История скопинской керамики началась в 1640 году.