+7 (965) 107 70 14

вт-пт 12:00-21:00
сб-вс 11:00-20:00
(понедельник - выходной)

+7 (965) 107 70 14

вт-пт 12:00-21:00
сб-вс 11:00-20:00
(понедельник - выходной)

Москва, ул. Панферова дом 4
(1 этаж - вход со двора)

Керамика раку

Керамика раку — не просто эффектный способ обжига глины, а целый пласт художественной культуры с уникальной историей. Сегодня под этим словом часто понимают зрелищный обжиг с дымом, искрами и металлическими бликами, но это слишком упрощенное современное понимание, не раскрывающее философию этой техники. Расскажем, что такое технология раку, как и почему сложилась эта традиция.

История керамики раку

 
Раку-обжиг появился в Японии в XVI веке как ответ на изменения в философии традиционной чайной церемонии. До этого для ритуала использовали изящную посуду китайского и корейского происхождения: симметричную, утонченную, покрытую сложными глазурями. Но с приходом мастера Сэн Рикю в культуре чаепития утверждается новый идеал — простота, сдержанность и рукотворность. Для такой церемонии требуется иная чаша — не безупречная, а живая.

Именно под этот запрос начинает работать керамист Танака Тедзиро из Японии. Он вручную лепит толстостенные, немного неровные тяваны. Гончарный круг не используется, только резка, формование, срезание лишней массы. Каждое изделие уникально и отражает характер мастера.

Правитель Тоетоми Хидэеси в качестве признания дарит Тедзиро печать с иероглифом «раку» — «радость», и это слово становится названием новой техники. С тех пор мастерская Раку в Киото сохраняет исходную технологию и продолжает штучное производство по тем же принципам.

Сегодня под «раку» часто понимают совсем другую технику, которая предполагает обжиг на открытом воздухе с дымлением. Однако эта практика возникла в XX веке в США и с японской традицией связана лишь названием.

Техника

 
Работа над изделием начинается с лепки. Ее главные особенности:

  • Чаще всего используют ручную формовку, реже — гончарный круг.
  • Заготовка должна быть устойчивой к тепловому удару и помещаться в компактную печь.
  • Слишком тонкие детали, острые выступы и вытянутые формы не подойдут: при резком нагреве и извлечении их легко повредить.
  • Крупные глиняные формы лучше не закладывать, особенно если печь дровяная или газовая.

После высушивания начинается первый обжиг раку. Температура на этом этапе — от 850 до 950 °C. Глазурь можно нанести разными способами: равномерно распределить кистью, окунуть изделие в емкость с раствором или распылить. Классические глазури содержат оксиды металлов — меди, железа, олова. Именно они вступают в реакцию при восстановлении и дают характерный эффект с металлическим блеском. Покрытие полностью глазурью не требуется. Открытые участки глины активно взаимодействуют с дымом и тоже становятся частью рисунка.

Второй обжиг — самый напряженный момент. Температуру поднимают до стадии плавления глазури. Изделия в этот момент раскалены до свечения. Мастер достает их длинными щипцами и сразу переносит в металлический контейнер с органикой. Подходят сухие опилки, листья, солома, бумага.

После контакта с горячей керамикой органика вспыхивает. Контейнер быстро закрывают. Кислорода внутри становится меньше, и начинается восстановление — химическая реакция, при которой металлосодержащие оксиды в глазури теряют кислород. Это происходит из-за недостатка кислорода в замкнутом пространстве бака, где горит органика. Огонь, не находя кислород из воздуха, начинает «вытягивать» его из оксидов металлов, присутствующих в глазури. В результате медь, железо и другие элементы переходят в восстановленную форму. Именно это придает поверхности металлический отлив, побежалость, глубокие оттенки. Без этой реакции обжиг не дал бы характерного визуального эффекта.

Спустя некоторое время крышку открывают. Чем дольше изделие лежит в дыму, тем насыщеннее эффект. Следующий этап — погружение в воду. Оно останавливает все химические процессы и закрепляет результат. После остывания изделие моют. Остатки сажи, копоти и прилипших частиц убирают вручную, мягкой щеткой или губкой. Иногда поверхность полируют.

Существует технология раку под названием «нэкед» (naked). В этом случае изделие сначала покрывают слоем глины с добавками. При нагреве этот состав трескается. Когда работу помещают в бак с опилками, дым проникает в трещины и закрашивает поверхность черепка. После остывания покрытие легко отслаивается, а на глине остается четкий черный рисунок. Это не глазурь, а след копоти, которая вошла в контакт с открытой глиной.

Необходимые материалы

 
Основа керамики раку — огнеупорная глина. Лучше всего подходят шамотные массы. Они устойчивы к перепадам температуры, сохраняют форму и не растрескиваются при извлечении из печи. Мелкозернистые глины без шамота непригодны: они спекаются слишком плотно и не выдерживают термоудара.

Другие материалы и оборудование, которые потребуются для обжига раку:

  • Глазури подбирают с учетом того, как они поведут себя в восстановительной атмосфере. Металлический блеск возможен только при наличии в составе меди, железа или других цветных металлов. Прозрачные глазури можно изменить, добавив оксид олова в пропорции 25–30%. С его помощью получают поверхность молочно-белого цвета, а при сочетании с медью — розоватые оттенки.
  • Для раку-обжига используют газовую или дровяную печь. Электрическая не подойдет: восстановительная среда нарушает работу нагревательных спиралей. Кроме печи, понадобятся длинные щипцы, жаростойкие краги и металлические контейнеры с крышками, в которые закладывают органику.
  • Состав наполнителя напрямую влияет на результат. Сено, кофейная шелуха, хлопковая ткань, измельченные зерна, древесная пыль и другие наполнители создают разные оттенки и плотность дымления. В этой технике невозможно повторить результат, поэтому эксперимент — основа всей работы.

Если строго следовать технологии, стиль раку не только позволяет создать интересную поверхность, но и сам по себе становится частью творческого процесса. Мастер напрямую работает с огнем, дымом и горячим керамическим изделием. Каждый обжиг дает непредсказуемый результат. Именно это делает искусство японской керамики раку живым, постоянно развивающимся и всегда разным.

Оставьте свой комментарий
Если Вам есть что добавить, поделиться впечатлениями или появился вопрос, просьба оставить свой комментарий.

Добавить комментарий

Другие статьи

Лепка из глины для развития ребенка
Лепка в развитии ребенка

Лепка — это одно из самых интересных и полезных видов занятий с детьми.

Лепка из глины развивает детей
Развитие мелкой моторики у детей

Рассказываем, что это такое и почему важно развитие мелкой моторики.

Первые изделия из обожженной глины
История керамики

Заходите! Вы узнаете много интересного.

Гончарное ремесло в Древней Руси
История керамики в России

Гончарное ремесло на Руси богато традициями, связанными с развитием гончарного дела и художественных промыслов.

Гончарный ремесленник
История гончарного ремесла

Тысячелетия назад люди заметили, что мокрая глина может сохранять форму, а после обжига становится твердой и прочной.

Гжельская керамика
История гжельской керамики

Гжель — один из самых узнаваемых керамических промыслов в России. Бело-синяя роспись, плавные линии, утонченные формы стали его визитной карточкой.

Старинная лепка из глины
История лепки из глины

Глина – удивительный материал, который сопровождает человечество на протяжении тысячелетий.

Город из глины
История городов из глины

Города из глины возводили во всех регионах мира, рассмотрим некоторые из них.

Круг гончарного дела
История гончарного дела

Превращение бесформенной глины в утварь или предмет декора – это настоящее волшебство, а гончарный круг помогает сотворить чудо.

Скопинская керамика
Скопинская керамика

История скопинской керамики началась в 1640 году.