+7 (965) 107 70 14

вт-пт 12:00-21:00
сб-вс 11:00-20:00
(понедельник - выходной)

+7 (965) 107 70 14

вт-пт 12:00-21:00
сб-вс 11:00-20:00
(понедельник - выходной)

Москва, ул. Панферова дом 4
(1 этаж - вход со двора)

Развитие мелкой моторики у детей

Мелкая моторика – движения пальцев рук и кистей.

В первые годы жизни ребенка его двигательная активность тесно связана с функциями мозга. Движение необходимо не только для физического здоровья, роста, правильного формирования мышц и скелета, но и для умственного развития малыша. Особенно важна с этой точки зрения мелкая моторика, развивать которую детские психологи и педагоги рекомендуют с младенческого возраста.

Рассказываем, что это такое и почему важно развитие мелкой моторики у детей.

Что такое мелкая моторика рук

 

Моторикой называют любую двигательную активность организма, а мелкой – движения пальцев рук и кистей. То, насколько уверенно малыш начинает держать ложку или как он строит башню из кубиков, во многом зависит именно от мелкой моторики. Она представляет собой сложный организм, напрямую связанный с деятельностью головного мозга:

  • Мозг отправляет сигналы через нервную систему к соответствующим мышцам, указывая им, какие движения нужно выполнить.
  • Когда сигнал достигает мышц и суставов, они начинают сокращаться и расслабляться в определенной последовательности и с нужной силой, чтобы создать необходимые движения.
  • Механизм мелкой моторики также включает координацию движений между различными мышцами, чтобы обеспечить точность и согласованность действий.
  • Важной функцией механизма мелкой моторики является чувствительность к тактильной обратной связи, которая позволяет реагировать на различные текстуры, формы и давление, улучшая контроль движений.

Механизм мелкой моторики – это сложное взаимодействие между мозгом, нервной системой, мышцами и чувствительностью, который обеспечивает способность выполнять точные движения кистью и пальцами.

Работу над развитием этого механизма стоит начинать с младенческого возраста, когда ребенок демонстрирует хватательный рефлекс – способность схватить, например, за палец взрослого и не отпускать его. Регулярные занятия обеспечат не только более быстрое овладевание рисованием и письмом, но и успешное интеллектуальное развитие ребенка.

Зачем развивать мелкую моторику ребенка

 

Развитая мелкая моторика нужна для успешного обучения – например, для письма. Не обойтись без нее и в быту: именно благодаря ей мы можем застегнуть пуговицы или завязать шнурки. Однако ее значение намного больше, чем овладевание бытовыми навыками.

Неоднократными исследованиями подтверждена связь между мелкой моторикой и речевыми навыками. Это связано с тем, что двигательный и речевой центры головного мозга расположены рядом. Ученые доказали, что речь ребенка неразрывно связана с развитием мелкой моторики, а кисть даже называют «альтернативным речевым органом».

Связь речевой деятельности с мелкой моторикой – не единственная причина развивать ее. Это необходимо еще и потому, что она тесно связана с когнитивными функциями – памятью, вниманием, воображением, пространственным мышлением, способностью планировать свою деятельность. Для чего еще развивать мелкую моторику:

  • Улучшение зрительно-моторной координации, благодаря которой человек может последовательно выполнять сложные действия.
  • Формирование новых нейронных связей, благодаря которым дети осваивают новые способы действий, находят нестандартные решения в разных ситуациях.
  • Расширение словарного запаса. Ребенок не просто активно осваивает новые слова, но и учится правильно произносить их.
  • Обучение становится проще. Для дошкольников и младших школьников усвоение новых знаний становится легче.

Кроме того, благодаря мелкой моторике успешнее формируются бытовые навыки. Ребенок быстрее учится держать ложку, самостоятельно чистить зубы или одеваться без помощи взрослых. Благодаря этому формируются психологические качества – независимость малыша, его уверенность в своих силах, адекватная самооценка. Они очень важны для выстраивания здоровых коммуникаций в коллективе – в детском саду или в школе.

Этапы развития

 

Каждый малыш, начиная с младенческого возраста, развивается в своем темпе, однако траектория, по которой идет это развитие, общая. Основные нормы развития мелкой моторики, на которые ориентируются в своих оценках детские психологи и педиатры:

  • До 6 месяцев. Может размахивать руками, подносить их ко рту, захватывать и удерживать небольшие и нетяжелые предметы.
  • С 6 месяцев до года. Тянется, показывая, что его нужно взять на руки. Может повторять жесты взрослых и указывать на предметы пальцем. Берет предметы указательным и большим пальцами – это так называемый щипковый захват.
  • 1-2 г. Умеет махать руками, прощаясь, подносить ко рту ложку. Уверенно держит игрушки, может построить небольшую башню. Держит чашку и карандаш, может рисовать каракули. Умеет нажимать на дверные ручки, чтобы открыть дверь.
  • 2-3 г. Показывает части тела, рисует линии, штрихи, неровные круги. Может удерживать карандаш указательным и большим пальцами. Ест самостоятельно, переворачивает страницы книги.
  • 3-4 г. Умеет застегивать крупные пуговицы и липучки, рисовать круги, строить высокие башни. Учится работать с пластилином – может скатать шарик. Учится держать ножницы.
  • 4-5 л. Может написать своё имя, цифры, разрезать бумагу по прямой линии. Умеет приклеивать части картинки-аппликации, может верно написать свое имя. Карандаш в этот период ребенок должен держать тремя пальцами.
  • 6-7 л. Уверенно завязывает шнурки самостоятельно, может собирать конструктор и рисовать простые геометрические фигуры. Может правильно написать большинство букв и цифр.

Небольшие отклонения от этих норм не страшны – не исключено, что ребенок развивается в индивидуальном темпе и в школьном возрасте нагонит сверстников. Однако значительные расхождения с нормами требуют внимания родителей и специальных занятий.

Проблемы, связанные с плохим развитием мелкой моторики

 

Недостаточное развитие мелкой моторики у детей приводит к появлению проблем как в быту, так и в учебе:

  • Дети позже осваивают речь, могут сформироваться ее дефекты, устранять которые придется при помощи логопедов.
  • Трудности с усвоением материала приведут к сложностям в адаптации к учебному процессу.
  • Малыш будет быстро уставать, поскольку из-за плохой координации станет делать много ненужных движений.
  • Недостаток внимания и умения мыслить логически – причина возможных трудностей в обучении.
  • Возникнут проблемы с чтением: ребенок будет испытывать сложности при чтении по слогам, при необходимости воспроизвести на бумаге буквы и цифры.
  • Проблемы с координацией, возникшие в детстве, могут сохраниться в подростковом и во взрослом возрасте.

Если малыш будет видеть свое отставание от других детей, это приведет к психологическим проблемам, комплексам, снижению самооценки.

Общие рекомендации по развитию мелкой моторики

 

Мелкая моторика развивается произвольно, в процессе игр и бытовой деятельности. Однако чтобы ускорить это развитие, помочь формированию мыслительных навыков, потребуется помощь взрослых. Несколько общих рекомендаций, которые помогут правильно организовать занятия с ребенком:

  • Познание окружающего мира происходит через органы чувств. Родители должны обеспечить для малыша разнообразие сенсорного опыта, который он будет получать через слух, зрение, обоняние, тактильные ощущения.
  • Выбирайте упражнения и игры в соответствии с возрастом. Например, в раннем возрасте это может быть пальчиковая гимнастика, после года – пальчиковый театр и игры с песком. С 3-4 лет целесообразно подключить к процессу развития мелкой моторики творческие занятия – например, лепку и рисование.
  • Детям дошкольного возраста должно нравиться то, чем они занимаются. Если занятия происходят «через силу», не удастся добиться успеха.
  • Занятия должны быть регулярными, но при этом не слишком длительными, чтобы ребенок не утратил интерес к ним.
  • Создавайте развивающую среду с раннего возраста – окружение, которое максимально способствует развитию. Используйте как специальное оборудование для развития мелкой моторики (например, игры-шнуровки), так и бытовые предметы.
  • Помните о том, что ребенку для успеха очень важна положительная оценка того, что они делают. Хвалите ребенка даже за небольшие достижения и целенаправленно создавайте для него ситуации успеха.

Кроме того, лучшим способом развития мелкой моторики специалисты называют творческое занятие. Малыши не приемлют однообразия и скуки, и лучший способ привлечь и удержать внимание дошколят – организовать обучение и развивающие занятия в процессе созидательного творчества.

Лепка для развития мелкой моторики ребенка

 

Одно из самых полезных и продуктивных занятий для развития мелкой моторики – лепка. Ее возможности:

  • Улучшение координации движений, поскольку лепка требует точных движений мелких мышц рук, пальцев и запястья.
  • При лепке ребенок сжимает материал, формует и моделирует, что очень хорошо влияет на мелкую моторику.
  • Работа с пластичным материалом – это своеобразный массаж, обеспечивающий мягкое воздействие на биологически активные точки, расположенные на кистях рук, кончиках пальцев и ладонях.
  • Занятия позволяют визуализировать и создавать трехмерные объекты, поэтому лепка развивает пространственное мышление и воображение.
  • Лепка требует сосредоточенности и внимания к деталям, благодаря этому улучшается внимание и умение концентрироваться.
  • Занятия лепкой – инструмент для развития творческих способностей, креативности, эстетического воспитания.
  • Снятие стресса, что тоже очень важно для гармоничного развития, физического и психического здоровья малыша. Он получает возможность успокоиться, погрузиться в творчество, выразить свои эмоции с помощью создания авторских изделий.

Традиционный материал для лепки в домашних условиях – пластилин. Однако наряду с ним стоит освоить и теплую, живую глину. Лепка из глины открывает широкие возможности для развития, ведь на занятиях дети не только создают форму, но и расписывают изделия из глины. Помимо ручной лепки, дети могут заниматься на гончарном круге, создавая уникальную авторскую посуду и украшая ее с помощью специальных ярких красок.

Занятия лепкой из глины для детей – отличный способ подготовить к поступлению в дошкольное учреждение или в первый класс, помочь в развитии творческого мышления и воображения подростку. Это универсальное занятие для любого возраста, развивающее мелкую моторику, креативность, логическое мышление и усидчивость.

Авторы статьи: Команда студии «СРЕДА».

Оставьте свой комментарий
Если Вам есть что добавить, поделиться впечатлениями или появился вопрос, просьба оставить свой комментарий.

Добавить комментарий